Китайские печати, как искусство…

Китайские печати

Если вы ищите что-то о печатях и штампах, то обязательно встретите ссылки на статьи, в которых упоминаются китайские резные печати. К тому же китайские печати описываются обширнее всех остальных, а большинство источников повествуют о них, как об отдельном виде искусства. Но почему? Давайте попробуем разобраться.

Сразу отметим, что изготовление печатей в самом Китае традиционно относится к основным видам искусства и приравнивается к поэзии, каллиграфии и живописи. А самый удивительный факт, что печати в Китае являются вечным отражением развития китайского письма, так как самые первые печати (как мы уже упоминали выше) резались во времена династий Цинь и Хань с использованием волнистого шрифта – чжуань. Кстати, именно поэтому резьбу печатей и по сей день иногда называют ещё чжуанькэ — «волнистая резьба».

Китайские печати в истории Китая

Изначально древние китайские печати – это вырезанные на личных вещах имена владельцев, именно в таком виде они стали входить в обиход китайцев. Первые упоминания появляются во времена заката  династии Инь (1562—1027 гг. до н. э.), из этого мы делаем вывод, что их история составляет примерно 3000 лет. Но тот вид печатей, о котором мы ведём речь приобрёл свои черты в эпоху империи Цинь (221—206 гг. до н. э.).  В 221 году до нашей эры император Цинь Ши Хуан объединив разрозненные китайские земли, приказал изготовить ему печать из белого нефрита. Именно в тогда печать в Китае стала символом власти и авторитета. Позже появились печати для чиновников и личные печати. Появилась чёткая градация печатей:

  • «си» (玺 xi) — это императорская печать, которую обычно изготавливали из нефрита;
  • «инь» (印) — это печать князей, изготавливалась, как правило, из золота;
  • «чжан» (章 zhang) — это печать генералов и вельмож, изготавливалась из различных материалов.

Резюмируем, долгое время личная печать являлась в империи именно символом власти. Её наличие подтверждало высокий чин обладателя. Подделка печатей в Китае была одним из самых серьёзных преступлений, за подделку государственных печатей наказанием служило обезглавливание. Она в свою очередь приравнивалась к государственной измене и посягательству на высшую власть императора.

Китайская резная печать не просто символ власти, но и предмет искусства. Одним из факторов становления их предметом искусства явилось разнообразие видов, форм и техник в исполнении печатей.

Виды китайских печатей

В большинстве своём все печати имеют квадратную форму и разделены на три части:

  • рукоятка– область на вершине печати с украшениями;
  • лицо – основание печати с выгравированными иероглифами;
  • тело печати – участок от рукоятки до лицевой части печати.

Иероглифы на основании печатей пишутся и от вершины вниз, справа налево. Также существуют некоторые другие более редкие способы расположения иероглифов на печати.

А теперь о самых распространённых разновидностях китайских печатей:

  • Чжу вэнь — это рельефные печати, выгравированные они таким образом, что иероглифы выдаются вперед на фоне остальной лицевой части. Они также называются ян вэнь или ян кэ. Оттиск такой печати оставляет только след иероглифов и рамки, сам фон печати остаётся белым.

  • Бай вэнь — это глубокая печать, на которой иероглифы выгравированы очень глубоко. Такие печати в основном создавали из камня или металла. Их также называли инь вэнь  или инь кэ. Для печатей бай вэнь использовали красные чернила, поэтому на оттисках таких печатей, изображены белые иероглифы на красном фоне.

  • Чжу бай инь — это печать, в исполнении которой присутствуют элементы бай вэнь  и элементы чжу вэнь. Как это выглядело: иероглифы с меньшим количеством черт обычно выполнялись в стиле бай вэнь, а иероглифы с большим количеством черт выполнялись в стиле чжу вэнь.

  • Чуань дай инь — это двухсторонняя печать. Тело печати имеет небольшую ширину, имеет отверстие в центре для ленты или шнурка, потому что их носили на поясе. В печатях чуань дай инь отсутствует рукоятка, а вершина и основание являются лицевыми частями. Эта форма была очень распространена для древних печатей, а самую большую популярность она получила во времена правления династии Хань.

  • Печать «Мать-ребенок» — это печать состоявшая из нескольких больших и маленьких печатей. Печати большего размера назывались «Мать» и их рукояти были выполнены в виде животных женского пола, а тело такой печати было пустым. Печати меньшего размера назывались «Ребёнок», а их рукояти имели вид детёныша животного. Печать «Ребёнок» располагалось в пустом теле печати «Мать». Именно поэтому составные печати такого рода получили такое специфическое название.

  • Шестисторонние печати – это печати в форме куба, на одной из лицевых сторон которого имеется выпуклая часть, которая называется «петлёй». Петля -это ещё один маленький куб, на вершине которого имеется одна лицевая сторона, которая служит печатью. Все стороны большого куба, кроме той, к которой прикреплена «петля», заполнены иероглифами. Такая печать оставляет шесть разных оттисков. Именно поэтому она получила своё название.

  • Дай гоу инь  — или печати с крюком. Этот крюк носился на талии. Обычно на ней было выгравировано имя владельца. Такие печати служили в качестве предмета для удостоверения личности хозяина.

Это основные разновидности китайских печатей. А как их изготавливали?

Изготовление печатей

Печати изготавливались самыми разными способами и из различных материалов.  Чаще всего их делали из камня, так же не редко использовались дерево, бамбук, кость, драгоценные металлы и керамика. Кроме того, мастера создавали свои шедевры на основе драгоценных и полудрагоценных камней, таких как хрусталь, агат, нефрит. Печать императора выполнялся из золота. Боковые поверхности рукоятки содержали стихи и напутствия владельцу печати. Её кончик зачастую украшали фигурами животных. Наиболее распространенными мотивами для нанесения рисунка служили изображения ландшафтов, фигур человека, цветов и птиц. Основными способами изготовления были огранка (резка) и литьё.

 

Традиционные китайские печати, как часть искусства Китая

Учёные империи Сун (960—1279 гг.) начали ставить оттиск своих печатей на созданных произведениях, как доказательство подлинности. Тогда-то печати и стали частью традиционного китайского искусства и  даже отдельным видом искусства. Также и коллекционеры нередко ставили свои печати на произведения, которые находились в их владении, что значительно увеличивало ценность работы.

Ввиду высокой важности печатей для обладателей, мастера изготавливали их с индивидуальным подходом в исполнении. Что породило большое количество различных штампов с неповторимыми изображениями и надписями. Так создание печатей стало особым видом искусства, а они сами предметом коллекционирования. Большое количество музейных собраний и частных выставок каждый год находят новые темы, где собираются печати со всей китайской истории. Так печати, использованные человеком на протяжении всей его жизни, могут рассказать очень многое и о нём, о его знакомых, об его характере и убеждениях. А работы резчиков печатей, которые прославили своих творцов, способны передать историю жизни и ситуации того времени, на протяжении которого они творили.

Надеемся наша статья была вам полезна и интересна.

 

Задать вопрос
1
Задать вопрос техподдержке
Чат с техподдержкой
Здравствуйте.
Есть вопрос по конструктору печатей?